Информация по республиканскому совещанию, состоявшемуся 9 декабря 2010 года

Опубликовано 14 Декабрь 2010 в рубрике Жилищно-коммунальный комплекс
! Это сообщение было опубликовано более 2-х лет назад.

9 декабря 2010 года в Малом зале Кабинета Министров Республики Адыгея состоялось совещание на тему: «Об изменении тарифов на коммунальные услуги в Республике Адыгея с 1 января 2011 года».
В работе совещания приняли участие первый заместитель Министра строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея Р.Г. Хатков, начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея Р.Р. Нибо, начальник Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея Ю.М. Псеуш, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея А.К. Кубашичев, главы администраций муниципальных районов и городских округов Республики Адыгея.
В рамках данного совещания был рассмотрен вопрос об изменении тарифов на коммунальные услуги в Республике Адыгея с 1 января 2011 года, с информацией по данному вопросу выступил начальник Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея Ю.М. Псеуш.

Начальник Управления
государственного регулирования цен и
тарифов Республики Адыгея Ю.М. Псеуш

В июне текущего года Президент Российской Федерации дал высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации поручение по исключению случаев необоснованного роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги. При утверждении прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов Правительством Российской Федерации установлено ограничение роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году в размере 15 процентов. Учитывая особую значимость вопросов ценообразования в регулируемых сферах деятельности, процесс тарифного регулирования на услуги организаций коммунального комплекса на 2011 год находился на особом контроле у Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея.
Как всем известно, в июне этого года Указом Президента Республики Адыгея образован самостоятельный орган исполнительной власти – Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» полномочия по регулированию тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, которые ранее принадлежали органам местного самоуправления, были возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вновь созданное управление незамедлительно приступило к реализации данных полномочий.
Полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию для теплоснабжающих организаций Республики Адыгея на 2011 год сохранялись за региональной энергетической комиссией – департаментом цен и тарифов Краснодарского края. В настоящее время между администрацией Краснодарского края и Кабинетом Министров Республики Адыгея подписано дополнительное к ранее заключенному соглашение о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, согласно которому, начиная с 1–го января 2011 года, полномочия по регулированию тарифов на тепловую энергию переходят к уполномоченному органу исполнительной власти Республики Адыгея.
На сегодняшний день процесс тарифного регулирования в Республике Адыгея на 2011 год практически завершен.
По итогам тарифного регулирования мы имеем следующие результаты.
Индекс роста тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составил от 100 процентов (для МП «Труд» и МП «Келермесское» Гиагинского района) до 115 процентов (ООО «Зенит», ООО МКХ «Краснодарское», ООО «Восход», ООО «АКК» Тахтамукайского района, МП «Таплосети» Гиагинского района). В среднем по Республике Адыгея индекс роста тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составил 112,6 процентов.
Уже на начальном этапе тарифного регулирования деятельности организаций коммунального комплекса был отмечен ряд проблем. Практически на всех предприятиях выявлен значительный перерасход электроэнергии при добыче и транспортировке воды. Решить эти проблемы можно только путем внедрения приборного учета и проведением мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятий коммунального комплекса.
Конечно, в такой короткий срок Управлению не удалось устранить все недостатки регулирования в коммунальной сфере. Сейчас разрабатываются соответствующие требования к приему и оформлению документов для утверждения тарифов (административный регламент). В случае несоответствия документации, представленной для утверждения тарифов, установленным требованиям она приниматься не будет.
В отношении тепловой энергии на сегодняшний день не установлены тарифы для таких теплоснабжающих организаций, как ООО «Теплоэнерго»; ООО «Теплоэнерго-1»; ООО «Универсал» Тахтамукайского района и МУП ЖКХ «Майский»; МУП «ЖКХ Дмитриевское» Кошехабльского района. Задержка с утверждением тарифов на услуги данных предприятий связана, прежде всего, с тем, что решения о смене эксплуатирующей организации на предприятиях коммунального комплекса принимаются органами местного самоуправления без учета соблюдения сроков подачи документов на установление тарифов и сроков вступления их в силу. Органам местного самоуправления при разукрупнении организаций коммунального комплекса необходимо учитывать, что подобная реорганизация, как правило, ведет к увеличению тарифов на коммунальные услуги ввиду уменьшения объема оказываемых услуг.
По утвержденным на сегодняшний день тарифам для теплоснабжающих организаций индекс роста составил:
на отопление от 107,3 процента (МП «Хатукайское» Красногвардейского района) до 114,6 процента (МП «Келермесское» Гиагинского района),
на горячее водоснабжение от 106,9 процента (ООО «Теплотехник» Майкопского района) до 114,4процента (МУП «Майкопские тепловые сети).
В среднем по Республике Адыгея индекс роста на тепловую энергию не превысит уровня, установленного для Республики Адыгея Федеральной службой по тарифам в размере 114,6 процента.
Тарифы на электроэнергию для населения в 2011 году вырастут на 10 процентов, для промышленных потребителей в связи с переходом на нерегулируемые свободные цены прогнозный рост составит 27 процентов.
Управлением проведена оценка изменения совокупного платежа граждан за коммунальные услуги. В среднем по Республике Адыгея в первом квартале 2011 года рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги составит 8,9 процента, к концу 2011 года – 13,3 процента. Максимальное изменение платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году не превысит 15 процентов.
Более низкие темпы роста платежей граждан за коммунальные услуги в начале будущего года по сравнению с его концом обусловлены поступательным изменением цен на сетевой газ. С 1 января 2011 года рост цен на газ для населения составит 5 процентов и с 1 апреля – 9,5 процента, в целом по году – 15 процентов.
В связи с этим в первом квартале наступающего года в большей степени возрастут платежи за коммунальные услуги для граждан, которые проживают в многоквартирных домах с центральной системой отопления. Для данной категории потребителей рост коммунальных платежей составит 13,5-14 процентов.
В октябре 2011 года с началом отопительного периода расходы на оплату коммунальных услуг максимально возрастут у граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах с отоплением сетевым газом. Причем максимальный рост платежей, в пределах 15 процентов, затронет потребителей с обеспеченностью жилой площадью на одного человека более 100 квадратных метров.
Таким образом, можно констатировать, что поручение Президента Российской Федерации о принятии мер по ограничению роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году в размере 15 процентов в Республике Адыгея выполнено.
По результатам проведенной в этом году работы в сфере тарифного регулирования хотелось бы обратить внимание органов местного самоуправления на следующие проблемы.
Прежде всего, это программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и разработанные на их основе инвестиционные программы организаций коммунального комплекса. В 2011 году при установлении предельных индексов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения предусмотрена инвестиционная надбавка только для муниципального образования «Красногвардейское сельское поселение». Это, конечно, очень слабая попытка привлечь средства потребителей для развития коммунальной инфраструктуры. В дальнейшем органы местного самоуправления и организации коммунального комплекса должны более широко использовать возможности по привлечению инвестиций в коммунальную сферу путем установления надбавок к тарифам, для чего в муниципальных образованиях необходимо разработать и утвердить комплексные и инвестиционные программы.
Дальнейшее функционирование объектов коммунальной инфраструктуры невозможно без модернизации, экономии энергоресурсов и внедрения энергосберегающих технологий. На сегодняшний день в соответствии с требованиями действующего законодательства программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности разработаны только отдельными организациями коммунального комплекса, и те нуждаются в серьезной доработке. В соответствии с приказом Управления от 3 сентября 2010 года № 27-п организациям коммунального комплекса в срок до 1 февраля 2011 года надлежит представить в регулирующий орган программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на очередной период, а также предложения для определения и утверждения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для каждой регулируемой организации.
Правительством Российской Федерации утверждены стандарты раскрытия информации. Управлением совместно с органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса проделана серьезная работа по обеспечению свободного доступа к подлежащей раскрытию информации. Однако из-за отсутствия технической возможности в отдельных случаях имеются недоработки по соблюдению стандартов раскрытия информации. Управлением создан свой сайт в сети «Интернет», в том числе и для обеспечения свободного доступа к информации о регулируемых товарах и услугах. Организации коммунального комплекса могут направлять в Управление подлежащую раскрытию информацию для проверки на соблюдение установленным требованиям и для размещения на сайте органа регулирования.
В августе текущего года Министерством регионального развития Российской Федерации принят приказ «Об утверждении методических указаний по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги». Ранее действовавшая в республике система критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги не соответствует требованиям данных методических указаний. Управлению предстоит серьезная работа по разработке системы критериев доступности, которая впоследствии будет использоваться при расчете предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Числовые значения критериев доступности устанавливаются в зависимости от уровня экономического развития муниципального образования и особенностей предоставления коммунальных услуг. Таким образом разработать и утвердить критерии доступности возможно только при непосредственном участии органов местного самоуправления. Управление надеется на тесное сотрудничество с органами местного самоуправления в решении данной проблемы.